Швейцарские МПЛ — различия между версиями
Строка 701: | Строка 701: | ||
[[Файл:Swiss_CaseII_1941_01.jpg|800px|link=http://www.mpl50.ru/images/0/03/Swiss_CaseII_1941_01.jpg]] | [[Файл:Swiss_CaseII_1941_01.jpg|800px|link=http://www.mpl50.ru/images/0/03/Swiss_CaseII_1941_01.jpg]] | ||
+ | |||
+ | <gallery mode="packed-hover"> | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1941_02.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1941_03.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1941_04.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1941_05.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1941_06.jpg | ||
+ | </gallery> | ||
=== 1939 год === | === 1939 год === | ||
[[Файл:Swiss_CaseII_1939_01.jpg|800px|link=http://www.mpl50.ru/images/5/52/Swiss_CaseII_1939_01.jpg]] | [[Файл:Swiss_CaseII_1939_01.jpg|800px|link=http://www.mpl50.ru/images/5/52/Swiss_CaseII_1939_01.jpg]] | ||
+ | |||
+ | <gallery mode="packed-hover"> | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1939_02.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1939_03.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1939_04.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1939_05.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1939_06.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1939_07.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1939_08.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1939_09.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1939_10.jpg | ||
+ | Файл:SwissCaseII_1939_11.jpg | ||
+ | </gallery> | ||
=== 1923 год === | === 1923 год === |
Версия 17:51, 25 сентября 2020
Содержание
- 1 Малая пехотная лопата швейцарской армии
- 2 Производства и фабрики
- 3 Чехлы
- 4 Снаряжение, экипировка, переноска, перевозка
Малая пехотная лопата швейцарской армии
Огромная благодарность Вадиму Шутикову и Alfred Kruk за их публикации по теме и разрешение на использование материалов, Павлу Мошкову за помощь в наполнении раздела.
В этом разделе мы попытались собрать и обобщить тот небольшой объем информации по швейцарским МПЛ, который доступен в открытом доступе.
Если у вас есть информация или фотографии, которыми вы готовы поделиться и дополнить этот раздел, пожалуйста напишите на swiss@mpl50.ru
!!! информация дополняется и корректируется !!!
Немного истории
У Швейцарии нет армии, Швейцария сама — армия!
В 1817 году был принят первый военный устав армии Швейцарии, численность которой в то время немного превышала 32 000 человек. После принятия в 1850 году Федерального закона о военной организации численность армии Швейцарии выросла до 100 000 человек. В 1874 году было принято новое законодательство о военной системе, которое определило три категории военного запаса для национальных войск: аусцуг (до 32 лет), ландвер (до 42 лет), ландштурм (до 50 лет). Возрастной ценз резервистов в дальнейшем будет периодически меняться. Ландштурм — верхняя возрастная категория запаса в швейцарской армии. При всеобщей мобилизации предполагалось использовать этот контингент для охраны объектов инфраструктуры. Швейцарский аусцуг - аналог прусского ландвера первой линии - резервисты младших возрастов. Реформа 1994 года ликвидировала аусцуг и ландштурм, но оставила ландвер, который по реформе 1995 года определялся возрастной категорией от 32 до 40 лет.
В Первую мировую войну Швейцария призвала на службу свыше 400 тысяч бойцов, имеющих отличные военные навыки и вооружение. После ее окончания численность войск постепенно сократилась почти до 40 тысяч человек. С началом Второй мировой войны было призвано около 430 тысяч военных. В послевоенный период армия Швейцарии продолжала расти и в 1961 году составила около 880 тысяч человек (12% населения страны). Начиная с этого момента, вооруженные силы Швейцарии прошли череду реформ, последовательно сокращая свою численность.
Армия 60 (на 01.01.1960) - 625 000 без рекрутов и резервистов
Армия 95 (на 01.01.1995) - 400 000 без рекрутов и резервистов
Армия XXI (на 01.01.2004) - 140 000 + 80 000 резервистов
Армия Х (на 01.01.2015) - 80 000 + 16 000 резервистов
Сокращение вооруженных сил, вывело на рынок тонны швейцарского военного имущества старого образца из резервов на случай полной мобилизации.
В Швейцарии дискуссия о введении компактного шанцевого инструмента для пехоты началась ещё в 1874 году. В том же году, во время весенних сборов в Туне (Thun), впервые были проведены эксперименты с лопатой Линнемана. На тяжелой и каменистой земле были испытаны лопаты австрийской версии - с пилой. Испытания прошли успешно. Спустя шесть лет, с большой задержкой и, как водится в таких случаях, обильной критикой, по запросу Федерального военного управления, Федеральный совет 27 мая 1880 года постановил: каждая пехотная рота получает следующие переносные инструменты для окопов: 40 небольших лопат (системы Линнеманна), 20 небольших кирок и 8 ручных топоров. По мере осмысления уроков Русско-Турецкой войны в части всё нарастающей мощи противопехотного огня и, соответственно, необходимости индивидуальных средств самоокапывания для каждого бойца, в 1914 году, к началу Первой Мировой, в каждой пехотной роте было уже 108 орудий: 80 лопат 20 кирок 8 ручных топоров, которые носились на поясе или на ранце.
Лопата Линнемана, принятая на вооружение швейцарской армией, практически ничем не отличалась от аналогичных МПЛ – та же конструкция лотка и круглый черенок из промасленной древесины ясеня. Как и во всех армиях, частое использование лопаты грязными или потными руками делало дерево гладким и почти отполированным, что сильно влияло на удобство эксплуатации – лопата легко проскальзывала во время интенсивного использования и была не ухватиста в замерзших руках. Проблему решили просто, но эффективно, предложив сделать на черенке 8 ребер. Это новшество, принятое ещё в 1938 году, было реализовано только с 6 июня 1941 года. Иностранные армии подобных изменений не сделали. Ребристый черенок позже перекочевал и на наследницу классической МПЛ - складную лопату швейцарской армии.
Производства и фабрики
Фабрика Augustin Schorno (Steinen - Schweiz)
Семейная фабрика семьи Шорно (Schorno) располагалась в местечке Штайнен (Steinen) кантонa Швиц (Schweiz)
Фабрика Forges Vallorbe Leresche & Cie
Компания была основана Жаном Лерешем (Jean Leresche) в 1883 году, когда он купил у Reverchon & Vallotton часть их заводов в Валлорбе и переориентировал производство, выделив переработку и изготовление инструментальной стали. Будучи высокопоставленным армейским офицером, он стал одним из поставщиков ножниц для колючей проволоки, подков, лезвий для ножей и других стальных изделий.
Сайт музея в Валлорбе EISEN- UND EISENBAH NMUSEUM Grandes Forges Vallorbe
Фабрика R.Gschwind Basel Oberwil
Стефан Гшвинд (Stefan Gschwind) - социалист и пионер кооперации. Основатель производственно-потребительского кооператива в Обервиле, число членов которого к 1898 году выросло до 1804. Кооператив включал в себя разные отрасли бизнеса, такие как кирпичный завод, магазин древесины, магазин одежды и обуви, а также винокурня, пекарня, мельница, шелковая фабрика, а также сигарная фабрика, затем гостиница и банный комплекс, наконец, сберегательный банк. Именно он построил фабрику по производству лопат, после чего его прозвали «король лопат» (Schaufelkönig)
F.A.SCH
Производитель лопат с этим клеймом пока не идентифицирован. Кроме самих лопат производил также металлические чехлы к ним. Отличительной особенностью этих лопат является увеличенная головка нижней заклепки заднего тяжа.
M.S.D.
Производитель лопат с этим клеймом пока не идентифицирован.
FC 39
Производитель лопат с этим клеймом пока не идентифицирован.
Чехлы
Неотъемлемой частью швейцарской пехотной лопаты является не менее замечательный, чем и сама лопата, чехол. Встречаются три типа чехлов.
Металлические чехлы
Встречаются металлические чехлы двух производителей. Клейма первого - FA SCH 43 и F.A.SCH.44, второго - H в круге 1944. Как видно по маркировке, чехлы этого типа выпускались непродолжительное время - в 1943 и 1944 годах. Причину такого интересного решения озвучил Alfred Kruk в своей статье "Tragbare Werkzeuge fur Infanterie der Schweizer Armee": Швейцарии во время войны не хватало кожи как сырья. По этой причине оборудование, первоначально сделанное из кожи (например патронташи, детали переносок и ранцев) было изготовлено из листового металла. Чехлы для лопат также делались из стального листа и окрашивались в черный цвет. Кожаные детали, такие как петли и ремешки, были сделаны из кожи и крепились к корпусу с помощью заклепок. Сама лопата держалась в чехле с помощью двух скоб (справа и слева внутри)."
Правда, остается вопрос, почему был выбран столь необычный вариант, а не более практичный и дешёвый рамочный из кожи или комбинированный из кожи и текстиля по аналогии с чехлами, используемыми другими армиями. Впрочем, благодаря этому решению, мы получили в свои коллекции уникальный экспонат.
Чехлы 1943 и 1944 годов отличаются креплением ремешка, удерживающем лопату - у чехлов 1944 года оно прямое, а у 1943 года под углом. Также у чехлов 1943 года встречаются медные заклепки вместо алюминиевых и клеймо на ремешке петли.
Кожаные чехлы. Тип I
Самый распространенный чехол швейцарских МПЛ. Достоверно можно утверждать, что этот тип выпускался с 1901 по 1942 год (наверняка расширим этот диапазон). Конструкция чехла оставалась неизменной на протяжении всего этого срока, менялся лишь материал металлической фурнитуры - медь и латунь частично были заменены алюминием. Цвет - коричневый от светлого до темного.
Чехлы производились по всей Швейцарии множеством кожевенных мастерских, количество которых подсчитать весьма затруднительно. Помимо клейма производителя на чехол ставилось клеймо приемки и клеймо года производства, состоящее из двух или четырех цифр.
Далее несколько типичных, но по-своему интересных экземпляров:
Кожаные чехлы. Тип II
... продолжение обязательно следует ...
Кожаные чехлы. Предшественники
Самые ранние чехлы на швейцарские лопатки. Очевидны небольшие различия в конструкции от более поздних экземпляров, прострочка по всему контуру, отсутствие усиливающих строчку заклепок.
Снаряжение, экипировка, переноска, перевозка
А теперь перейдём к практическому применению всех вышеобозначенных предметов. Для начала обратимся к регламентам. Иллюстрации из Die Gepäckvorschrift 1958 и 1966 года. Любопытно, что здесь везде фигурирует классическая МПЛ, а складная лопата появится в регламентах чуть позже.
Источники информации: http://regnum.ru, http://topwar.ru http://www.rost-und-gruenspan.ch, https://www.kostuemverleih-kaiser.ch https://14-18.ch, https://www.vtg.admin.ch